Доклад Духовное развитие младших школьников в современном мире

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Иркутск средняя общеобразовательная школа № 75

Духовное развитие младших школьников в современном мире

VI городская школа-конференция «Воспитание духовности в современном мире»

Подготовил учитель: Романовская Марина Николаевна

 

г. Иркутск — 2017

 

План

  1. Освещение теоретических вопросов по проблеме

1.1. Введение (актуальность данной проблемы)

1.2. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

в 4-х классах

  1. Презентация педагогического опыта
    • Используемые методы и приемы
    • Внеурочная деятельность
    • Социальное партнерство
  • Заключение

 

  1. Освещение теоретических вопросов по проблеме.
    • Введение

Цель: Обобщить и представить опыт работы по духовно-нравственного воспитанию младших школьников.

Задачи:

1.Расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственного воспитания младших школьников;

  1. Вовлечь педагогов в обмен мнениями об успехах и трудностях духовно-нравственного воспитания обучающихся; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является сегодня одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, школой, обществом и государством в целом. К сожалению, в современном мире люди стали более нетерпимыми, жесткими и жестокосердными по отношению друг к другу. Из повседневной жизни постепенно вытесняются следующие понятия: добро – как источник радости, мира и согласия в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие — как милость в сердце; благодать — как добрые дела и любовь к близким.

Вопрос духовно-нравственного воспитания уходит корнями далеко в историю. Педагог Я.А. Коменский цитировал в свое время древнеримского философа Сенеку: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Также очень часто он обращался и к известному народному изречению: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

В настоящее время вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобрели особую значимость. Президент В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию отмечал, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития современного государства, как его политическая и экономическая стабильность». Вся история Государства Российского доказывает, что идеалом нашего народа всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И сегодня, существенную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения отводят именно школе, где создается особая духовная атмосфера, особый внутренний уклад, которые способствуют духовному становлению ученика, пробуждают в нем желание делать добро.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

А младший школьный возраст является периодом наиболее интенсивного становления моральных установок, поэтому нравственное воспитание в этот период приобретает особую значимость. В этом возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными этическими нормами. .

Акцент стоит сегодня не на передаче знаний, а на их создании — на исследованиях, на творческих задачах, на проектных работах младших школьников. Важно создать условия, в которых ребенок научится мыслить, создавать новое, работать в команде, ставить и реализовывать цели, управлять своим состоянием и своим развитием.

Именно в этом возрасте, возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

Решение о введении предмета « ОРК и СЭ» продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах, и в то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания

1.2 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основной особенностью учебного предмета является его интегративный характер. Содержание предмета взаимосвязано с другими предметами начальной школы: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»,с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.

Знания, которые получает ученик в начальной школе, от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.

Изучение культурно-религиозных традиций и нравственных норм, заложенных в содержание курса ОРКиСЭ, рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования гармоничной толерантной личности.

  1. Презентация педагогического опыта.
    • Используемые методы и приемы.

В нашем ОУ из шести модулей, предложенных, изучается один модуль: «Основы светской этики». В школе созданы необходимые условия для преподавания нового курса. Занятия по предмету проводятся в оборудованных кабинетах, оснащенных аудио, мультимедиа- оборудованием, все участники образовательного процесса имеют комплект рекомендованных учебно-методических материалов.

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности использую современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению, т.е. интерактивные методы обучения:

работа в малых группах, парах; групповое обсуждение; диалог; экскурсии в храм, музей; мозговой штурм; творческие задания; метод проектов и др. Через проекты, исследовательскую деятельность, творческие отчеты, уроки мужества, фестивали, обучающиеся начальной школы воспринимают окружающую среду, мир, природу, людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность.

В ходе интерактивного обучения обучающиеся взаимодействуют с собственным жизненным и учебным опытом, с опытом своих одноклассников. В результате сотрудничества возникает новое знание.

Работа с текстом, чтение историй, художественных рассказов, фрагментов священных книг, притч и т.д. является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКиСЭ.

На уроке по теме «Россия–Родина моя», был акцент на понятии «Россия-многонациональная страна». Учащиеся самостоятельно, работая в группах составляли правила толерантного отношения к людям ,в том числе к людям другой национальности. На протяжении всего урока звучала фраза: «Мы разные-в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».

Было предложено домашнее задание: провести интервью с членами семьи по вопросам:

-на сколько соблюдаются традиции своих народов;

-стихи каких национальных поэтов знают.

В заключительной части урока звучало стихотворение С.Орлова «Родное»

Мои уроки прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям.

Предмет «ОРКСЭ» имеет не вероучительный, а культуроведческий характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа.

Результаты анкетирования учащихся говорят о том, что курс, основанный на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для учащихся интересным, значимым, привлекательным, значит, и эффективным. Учебный курс предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и укреплению семьи.

2.2. Внеурочная деятельность

Наряду с урочной деятельностью, вопрос духовного воспитания рассматривается и во внеурочной деятельности. К дню толерантности был проведен праздник «Дружба народов». Идеей этого праздника стало то , что в Иркутске, в том числе в нашей школе учится много детей разных национальностей.

Было проведено анкетирование, в ходе которого выяснились национальности семей или родственных корней, желание представить свою национальность. Было опрошено 57 семей 1 и 4 класса. На празднике было представлено 7 национальностей: Белоруссия, Молдавия, Бурятия, Россия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Татарстан.

Родители изъявили желание представить свою национальность в традиционных костюмах, песнях, стихах, танцах, народных промыслах.

Совместное творчество сблизило детей, родителей, сплотило семьи, так как все были заняты общим делом. Родители сшили национальные костюмы, подготовили презентации своей культуры, подготовили атрибуты своей национальности. Нашу страну Россию представило несколько семей, которые рассказали о символах России, национальных блюдах. В костюмах были не только дети, но и большинство родителей, которые представляли свою национальность вместе с ребенком. На празднике звучали татарские , узбекские, русские, украинские песни, стихи на азербайджанском языке, были исполнены русские, цыганские, узбекские, татарские танцы. Представлены народные промыслы России : гжель, хохлома.

Родители на празднике были очень тронуты той обстановкой, которая царила в зале. Такое мероприятие, думаю оставило след на всю жизнь в душах как родителей, так и детей, след гордости за свою национальность, за Россию.

В результате проведенного мероприятия дети стали добрее, терпимее, отзывчивее, милосерднее друг другу. Родители написали отзывы праздника на сайт школы. Сценарий праздника был отправлен на Всероссийские конкурсы «Творческий переполох» в номинации «Лучший сценарий» и занял 1 место и диплом лауреата в творческом конкурсе разработок внеклассных мероприятий «Новые идеи 2016» .

2.3 Социальное партнерство

Это мероприятие побудило учеников и родителей к благотворительной деятельности. Родители предложили организовать сбор игрушек, книг, детских вещей для Центра помощи детям Свердловского района Иркутской области. На благотворительную акцию откликнулось 46 семей. Уроки, праздники, акции – все это звенья одной цепи, призывающие задуматься о тех, кто рядом и проявлять к ним нужно терпение, милосердие, сострадание.

Все мы : учителя, родители, дети –участники образовательного процесса. Роль учителя огромна.

Именно преподавателям курса «ОРК и СЭ» ,доверяется очень важная работа – достучаться до сердец обучающихся и их родителей. Они должны последовательно, глубоко, профессионально говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значениях в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, каким бы не было беспощадно настоящее. И дети как правила ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к свету, или оставим во тьме неведения. От этого зависит наш завтрашний день.

Считаю, что самое правильное, только личный пример родителей, друзей, общественности поможет решить сложившуюся проблему нравственного воспитания подрастающего поколения, правильно сформировать взгляды детей, расставив приоритеты. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

И как сказал Л.Н. Толстой: « Только личным примером конкретного дела могут решаться проблемы духовности в современном мире»

Все нравственное воспитание детей сводится к личному примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

III. Заключение

Таким образом: нравственные качества человека, будущего общества должны закладываться уже сегодня, не только на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку, но и во внеурочной деятельности. Школа содействует формированию целостной структуры личности, что позволит ребёнку в будущем позитивно преодолевать кризисные периоды взросления, быть духовно здоровым человеком, подлинным гражданином своего Отечества. Образование – это та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития. Наша задача – помнить об этом.

В заключении хотелось бы обратиться к словам В.А. Сухомлинского, который сформулировал «закономерность нравственного воспитания»: «Если человека учат добру — … в результате будет добро». Только учить надо (с любовью) постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. И тогда наши ученики станут социокультурными личностями, способными принять, сохранить и развить наследие семьи, края, своей страны.

 

Список использованных источников

1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р «О введении с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, 2011г.

3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000 гличности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.

4. Инструктивно-нормативное письмо Минобрнауки России № 08-250 от 22.08.2012г «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях для учителей и организаторов введения курса»
5. Духовный мир младших школьников: состояние, проблемы становления, диагностика. / Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Педагогика./ Ростов-на-Дону: РГПУ.— 2012— С.146-152.

 

Скачать:

Доклад Духовное развитие младших школьников в современном мире.doc

Поделиться: