Методическая разработка осеннего праздника в начальной школе
«Картофельный банкет»
Подготовил: учитель МБОУ г. Иркутск СОШ № 75
Романовская Марина Николаевна
Цели праздника:
— развивать творческие способности учащихся,
— предоставить возможность реализации творческого потенциала учащихся,
— выяснить и расширить знания учащихся о картофеле;
— развивать чувства взаимопомощи, соучастия, коллективизма;
— воспитывать разносторонне развитую личность.
Участники: семьи учеников, учащиеся
Оформление.
«Советы картофельные».
Рецепты блюд из картофеля.
Поговорки о картофеле. Например: «Картошка — хлебу присошка», «Любовь не картошка, не выбросишь за окошко».
Презентация:
Костюмы участников:
Заранее объявляется конкурс блюд из картофеля. Звучит песня «Картошка» (слова А. Жарова).
1-й ведущий-учитель;
2-й ведущий-родитель;
1-й ведущий. Добрый день, друзья!
2-й ведущий. Мы рады новой встрече с вами в этом учебном году.
1-й ведущий. Каждый год, когда наступает осень, мы в раздумье: что бы такое новенькое провести.
2-й ведущий. И придумали…
1-й ведущий. Сегодня у нас самый необычный день в нашей самой обычной жизни.
2-й ведущий. А почему «необычный»?
1-й ведущий. Так ведь у нас сегодня банкет.
2-й ведущий. Банкет… Что это? (Шутя.) И с чем его едят?
1-й ведущий. Банкет — это пир, стол, столованье, знатный обед, ужин, то есть застолье, во время которого отмечают какой-то праздник или чей-то юбилей.
2-й ведущий. Так, понятно. Значит, банкет…
1-й ведущий. Да, банкет.
2-й ведущий. И кого мы здесь будем чествовать?
1-й ведущий. А чествовать будем… Сейчас узнаете.
Чтец читает стихотворение Артюхова «Картошка»
Помню, соберёмся — детвора,
Спрячемся на дне глубокой балки
И печём картошку у костра,
В углях пошевеливая палкой.
А она — рассыпчата, добра,
Чуть с дымком и корочкой пахучей.
И казалось, ничего нет лучше,
Чем картошка эта у костра.
2-й ведущий. Значит, только сегодня и только у нас состоится необычный банкет, на котором мы будем говорить о самом замечательном, о самом простом заморском овоще — о картошке, картофеле.
2-й ведущий. Итак, мы приглашаем во главу нашего стола ее Несравненное величество мисс Картофелину со свитой.
Выходит под музыку мисс Картофелина (родитель) и свита — несколько фрейлин (дети), садятся .
1-й ведущий. Приветствуем юбиляра аплодисментами.
2-й ведущий. Уважаемая мисс Картофелина, в вашу честь этот праздник. (Обращаясь в зал.) Как вы думаете, ребята, почему мы решили чествовать именно этот овощ?
Но сначала я предлагаю провести «Блиц-опрос»-Что я знаю о картофеле?
Викторина
(за правильный ответ и дополнение – жетон)
- Как переводится слово «картофель»?
- К какому семейству в растительном мире относится картофель?
- Какие еще культуры относятся к этому семейству?
- Почему нельзя употреблять в пищу зеленый картофель?
- Самый распространенный вредитель картофеля?
- Назовите родину колорадского жука.
- Какие виды продуктов можно изготовить из картофеля?
- Сколько весила самая большая картошка, занесенная в Книгу Рекордов Гиннеса?
- Сколько процентов воды в составе картофеля?
- Когда картофель попал в Россию?
(Ответы ребят.)Знатоку вручается медаль-«Знаток картофеля»
1-ведущий:У нас в народе говорят: «Картошка — хлебу присошка», «Картошка — хлебу подспорье», «Картошка — кормилица». Это правда? (Обращается к Картофелине.)
Картофелина. Конечно. В одной литовской сказке сказывается… Раз батрак опоздал
на работу и в ответ на последовавшую брань помещика объяснил: «Пан, извините,
пожалуйста. Я опоздал, потому что ел 20 блюд». — Какие 20 блюд?» — заинтересовался пан. Батрак стал перечислять: «Картошку вареную, картошку печеную, картошку жареную, картошку моченую, картошку толченую…» В этой сказке, пусть и шуткой, выражено значение картофеля в питании: картошка-кормилица, подчас она одна-единственная могла насытить крестьянина-бедняка.
1-й ведущий. Мисс Картофелина, а откуда вы родом?
Картофелина. Родина — Чили, где впервые меня обнаружили еще до нашей эры. Но около 400 лет назад моих предков нашли и в индейском селении Сорокота (сейчас это Перу). Найденные клубни назвали трюфелями за их сходство с грибами. Местные жители называли их «папа», эти клубни служили индейцам главным средством пропитания. Картофель рос повсюду: в лесах, саваннах, на горных лугах, в степях и на высоких плоскогорьях. Индейцы выкапывали клубни и раскладывали их на открытом месте. Ночью клубни промерзали из-за ночных заморозков, а на следующий день оттаивали на солнце. Ночами отжимали из них влагу, а затем давали высохнуть под жаркими лучами солнца. Так получалось чуньо — высохшие клубни, которые могли храниться долгое время. Не все годы были урожайными, и поэтому индейцы начали разводить клубненосные растения. Так картофель стал домашним.
2-й ведущий. Каким же образом картофель стал и у нас вторым хлебом?
Картофелина. О, это не так скоро. Много времени прошло с тех пор. Сначала меня завезли в Европу, прежде всего в Испанию, в 1565 году. Испанцам я не понравилась, потому что они пытались, есть меня сырой.
1-я фрейлина-Полуэктова Настя:
Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию и дальше в Австрию. Не остались в стороне и такие страны, как Франция, Германия, Англия.
2-я фрейлина-Пушка Настя:
А в Англии с разведением картофеля получился курьез! Адмирал Релей приготовил из картофеля изысканное блюдо, приправил его маслом и пряностями и созвал друзей. Но угощенье им не понравилось, так как было приготовлено не из клубней, а из стеблей и листьев. Адмирал рассердился и уничтожил весь картофель на корню.
Картофелина. Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали «черновым земляным яблоком».
3-я фрейлина: Васильева София:
Повсюду это растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы высшего света прикапывали букетики цветов картофеля к волосам. Диковинные цветы выставлялись в Париже и Берлине в специальных оранжереях. А аптекари стали разводить картофель как лекарственное растение.
Картофелина. Да, надо сказать, что в ту пору сорта картофеля были слишком горькими, и поэтому далеко не всем он пришелся по вкусу. К тому же вокруг картофеля ходило немало суеверий. Поговаривали, что плоды этого растения родятся с головой и с глазами, как у человека, поэтому есть картофель — значит съесть души человеческие. Говорили, что тот, кто будет, есть его, совершит грех. И в народе крепко держалась этa дурная слава, люди отказывались сажать картофель наотрез.
4-я фрейлина-Митюкова Настя:
А вы знаете, правительства многих стран старались нежелание сажать картофель сломить силой. Некоторые хитрили, некоторые подкупали людей. Например, во Франции поступили таким образом, высадили картофель, а когда он зацвел, к каждому кусту был выставлен вооруженный караул. Это вызвало интерес крестьян. Они думали, что если картофель так охраняют, значит это большая ценность. И тоже решили посадить картофель. На ночь караул обычно снимали, и то была прекрасная возможность тайком выкапывать клубни, чтобы посадить на своих полях. За это никого не преследовали. Так картофель «завоевал» Францию.
1-й ведущий. Я уверена, что и в России тоже не сразу картофель прижился.
Картофелина. Вот именно. Чиновники, вместо того, чтобы разъяснять людям, как выращивать новое растение, действовали приказом да угрозой: «Сажать картофель! А не то всех выпорем!» Крестьяне отказывались выполнять их распоряжения. Начинались «картофельные бунты», с людьми расправлялись войска, случалось, даже из пушек палили картечью.
2-й ведущий. И когда же люди поняли, наконец, что ЭТО вкусный и сытный овощ?
Картофелина. В 60-х годах 18 века начался голод. И Медицинская коллегия, обратившись в Сенат, писала, что лучший способ борьбы с голодом «…состоит в земляных яблоках». И Сенат издал специальный указ: разводить картофель повсеместно. Тогда уже первый русский ученый Болотов писал о пользе «тартофеля», так он его называл.
1-я фрейлина-Полуэктова Настя:
Среди овощей картофелю принадлежит одно из первых мест по содержанию витамина С. Помимо него, есть витамины группы В, клетчатка, пектиновые вещества, ферменты, органические кислоты.
2-я фрейлина-Пушка Настя:
Поэтому используют картофель и в медицине. Его включают в диету больных, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы и почек, а сок сырых клубней излечивает желудок.
3-я фрейлина-Васильева София:
А еще лечебное действие оказывает вдыхание пара горячего вареного картофеля при заболеваниях верхних дыхательных путей.
4-я фрейлина-Митюкова Настя:
Картофель во всех видах хорош! Только нельзя его переваривать, пережаривать, подогревать.
1-й ведущий. Спасибо вам всем за интересный рассказ.
2-й ведущий. Действительно, очень много нового мы сегодня услышали о простой, всем известной картошке.
1-й ведущий. А то, что она во всех видах хороша, так это мы уже давно знаем.
Хором. Знают люди с детских лет,
Что вкусней картошки — нет!
Ученик: Липовецкий Илья:
Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.
Исполнение песни «Антошка»
1-й ведущий: Это только в песне поётся, не учили, не умею и не хочу…. А в жизни наши дети могут не только покушать картошку, но и поработать, чтобы она выросла. Правда? Тогда я приглашаю вас на первый конкурс «Агротехника».
( Две команды-:мальчиков, девочек: 5 маленьких кружков – лунки, корзинки с картошкой. От команды по 6 человек. Первый участник подбегает к каждой лунке и кладет туда картошку, возвращается к команде. Второй участник собирает и возвращается к команде.)
2-й ведущий: Посадить картошку мы сумели, но как только она родимая начинает прорастать появляются непрошенные гости огорода — вредители. Вы знаете кто это? Правильно Колорадский жук
Следующий конкурс называется «Гонки Колорадских жуков»
(Участники проходят эстафету лёжа на животе на скейтбордах)
1-й ведущий: Посадить и вырастить картошку — это пол дела, нужно ещё вовремя собрать урожай.
(Игра «Собери урожай» (попасть мячом в ведро)
2-й ведущий: Собрать урожай — конечно дело великое, но и это ещё не всё. Нужно без потерь урожай вывезти с картофельного поля.
(Перевозка урожая (салазки с участниками или машинки с картошкой)
1-й ведущий. Все участники подготовились к конкурсу «Урожай-2016». А теперь давайте вместе с жюри оценим плоды их труда. Приглашаю Всех участников поучаствовать в конкурсе «Презентация урожая»
Восемь семей (по желанию больше) представляет несколько картофелин из своего урожая и заранее подготовленную презентацию своего урожая.)
2-й ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурса, мы порадуем себя картофельными частушками.
1-й ведущий: А сейчас новый конкурс — «Бульба-кулинар»! Как Вы думаете, почему название конкурса звучит так необычно? (Картошка в переводе на украинский язык—бульба). Для того чтобы определить семью-победительницу, приглашаем членов жюри за этот праздничный стол!
1-й ведущий. Картофель используют в народной медицине. Объявляю следующий конкурс «Целебная картошка» — на лучший рецепт лечебного применения картофеля.
2-й ведущий. А наше жюри готово объявить победителей конкурса «Бульба-кулинар», им стала …….. семья со своим фирменным блюдом ……………………….. Поздравляем! Давайте попросим победителей провести мастер-класс по приготовлению своего блюда
1-й ведущий. Конкурс «Мисс Длинная Кожура». Участники получают картофелину и ножик. Побеждает та, у кого в процессе чистки картофелины окажется самая длинная кожура.
1-й ведущий. А сейчас я хочу проверить Вашу внимательность, наблюдательность и быстроту реакции. Хотите поиграть? Это очень просто. На любой вопрос будете отвечать: «Картошка». Я могу задать вопросы всем, а иногда спросить кого-то одного. Например: «Что у тебя на этом месте?» (Показывая на нос) Ответ: «Картошка» Кто ошибется, выходит из игры.
2-й ведущий: А сейчас самое время спеть песню “Про картошку”.
1-й ведущий: Все хорошее когда–нибудь заканчивается, подошел к концу и наш праздник. Но мы расстаемся ненадолго, ведь скоро, я надеюсь, мы встретимся вновь в нашей семейной гостиной! Любите друг друга, берегите друг друга, не расстраивайтесь и ешьте… КАРТОШКУ!
Жюри подводит итоги всего конкурса.
2-й ведущий: Все участники награждены, но главная награда участникам это аплодисменты зрителей. Дорогие участники теперь поблагодарим зрителей и гостей нашего праздника. Праздник закрывается, но наши сердца остаются открытыми для вас всегда, и если вы ещё захотите участвовать – это будет новый праздник! Спасибо всем за участие, подготовку костюмов, спасибо всем за внимание.
Скачать: